Вадим МарыгинГубернатор Ростовской области Василий Голубев посетил Новочеркасск в день празднования 210-летия города. Глава региона спустился на улицу Никольского, жители которой обратились губернатору с просьбой улучшить проезжую часть. Василий Голубев поручил мэру города принять соответствующие решения и меры. Пока ограничились отсыпкой щебнем. Но приемлемо ли такое решение для других объектов города? Разобраться в этом вопросе помог специалист в области дорожного строительства Вадим Олегович Марыгин.

— Вадим Олегович, как сделать дороги городской «низовки» благоустроенными?

— Начну с того, что поясню, откуда берутся деньги на ремонт дорог. В 2014 году наряду с региональным в Новочеркасске был создан муниципальный дорожный фонд. Он аккумулирует средства, предназначенные для содержания проезжей части, капитального, текущего латочного или карточного ремонта дорог. Деньги фонда — целевые, то есть тратятся исключительно на дорожное хозяйство. Фонд пополняется за счет сбора акцизов на топливо и транспортного налога. Дополнительно город может выделять и средства из местного бюджета, например, сэкономленные при заключении контрактов. Финансирование из муниципального дорожного фонда может расходоваться не только на замену дорожной одежды, но и на составление проектной сметной документации (ПСД).

— Зачем на дороги делать ПСД?

— Дело в том, что в Новочеркасске улицы «низовки» в большинстве своем имеют ненормативный уклон. Ведь раньше, когда инженеры проектировали дороги, они не зря мостили проезжую часть булыжником. Такой подход позволял укреплять дороги, а также стекать дождевой воде. Сразу асфальт в такой местности класть нельзя — он просто поплывет вместе с ливнями и почвой. Необходим отдельный проект. Необходимо предусмотреть систему ливневой канализации, чтобы вода не текла по дворам. Все это закладывается в ПСД. То, что сейчас дороги в «низовке» отсыпают щебнем, есть временная мера. Летом, возможно, этого и достаточно, но с первой непогодой щебень размоет и от сделанной таким образом работы не останется и следа. Благоустроенной дорога останется только на бумаге.

— Может, из-за этого дороги «низовки» не ремонтируют долгое время… Что же в таких случаях делать?

— Подход к ремонту дорог должен быть системным. Во-первых, если ежегодно планировать финансирование хотя бы на одну улицу или ее часть в «низовке», то небольшими шагами можно достичь больших успехов в ремонте улиц нашего города. Во-вторых, необходимо выделять своеобразную квоту для ремонта таких улиц, не привязываясь к сумме муниципального дорожного фонда — ведь каждый год размер фонда может быть разным. В-третьих, средства фонда необходимо планировать, или составлять план хотя бы на ближайшие три года (кстати, также сейчас расписывается и весь бюджет города).

К тому же, необязательно брать весь объект целиком, чтобы выполнить на нем ремонт. Один из вариантов — ремонтировать дороги поквартально. Например, вместо 30 миллионов, которые можно потратить на отрезок улицы Пушкинской от ул.Кавказской до ул.Социалистической, можно в одном году сделать отрезок от ул.Кавказской до ул.Аксайской, а в последующие годы — все остальное. Или второй вариант — делать весь объект, но поочередно, разграничивая фронт работ по годам. При этом, повторю, необязательно привязываться к сумме дорожного фонда. Из десяти миллионов потратить, например, один, чтобы сделать улицу немного проезжей или сделать проект будущей проезжей части. Если в фонде появится сто миллионов рублей, то из них потратить 20 миллионов на улицы «низовки». То есть нужно выделять определенную квоту не по сумме, а по территориальному признаку. Зная данные инструменты, можно эффективно расходовать муниципальные деньги.

— А как происходит сейчас?

— Сейчас ремонт выполняется чуть ли не в «пожарном порядке». Как только появляется яма — ее чинят. Но таким образом все деньги уходят снова на центральные улицы, пр.Баклановский, Платовский, на дороги, по которым ездит общественный транспорт и так далее. А до «низовки», например, до ул. Аксайской, Социалистической да переулков Криничного, Западного и других, финансирование не доходит. Поэтому необходимо каждый год вносить в перечень ремонтируемых улиц хотя бы один объект нецентральной части города.

— Могут ли депутаты помочь властям в этом вопросе?

— Безусловно. Они могут помочь. Например, рекомендовать главе города, какую улицу ремонтировать следующей.

— Порой кажется, что в вопросе эффективного расходования средств на ремонт дорог стоят некоторые препоны. Что нужно, чтобы их не было?

— А препонов и нет. Необходимо просто желание и стремление осуществлять эффективное планирование. И главным, конечно, здесь будет решение вопроса системности.