Уголовный процесс над руководством и заёмщиками Потребительского кооператива «Потребительского союза «Инвестор-98» начался в январе этого года, но значительных результатов не дал в силу массовости мероприятия. Хотя о каких результатах мы можем говорить? Число потерпевших столь велико, что суд всеми силами пытается произвести их допросы скорее и скорее, перейдя на трёхдневный режим работы выхода в процесс.

 

Скорость работы суда зависит не только от организованности его аппарата, чистоты подготовки к процессу, технической организованности конвоиров и приставов, но и от самих потерпевших. Вот в последних, как в ящике Пандоры, кроется много секретов и неожиданных сюрпризов. Приходя в процесс, потерпевшие и не скрывают от суда, государственного обвинителя и других участников процесса, что не готовы помогать и работать с судом. Как правило, бывшие пайщики ПК «ПС «Инвестор-98» к допросу не готовы, показания, ранее данные при ходе следствия, не помнят, суммы, внесённые в кассу Кооператива, не запоминают, показывая на заёмщиков пальцем, рассказывают, что это директор или главный бухгалтер Кооператива, у которых они были в кабинете, дома, гостях, на днях рождениях, крестинах, именинах..

 

Как же часто потерпевшие рассказывают суду, каким тяжёлым трудом они зарабатывали деньги, сколько лишений они претерпели и в чём себе отказывали, и какое же удивление зала вызывают слова о том, что люди не запоминают суммы, которые внесли в Кооператив, не помнят, забирали ли они проценты от накопленной суммы или сумму целиком. На вопрос о размере причинённого им ущерба называют заоблачные суммы или начинают торговаться с судом, забывая, что ущерб — это реально потерянная сумма без учёта «мыльных пузырей» сложенных бывшими пайщиками из процентов, упущенной выгоды и морального вреда, которую, кстати, ещё нужно доказать суду не только словами, но и документами.

 

Не осознавая правовой статус потерпевшего, бывшие пайщики очень часто переходят на эмоции, когда суд не позволяет задать им вопросы в адрес обвиняемых. В случаях вопрос от обвиняемых и их адвокатов потерпевшие не готовы чётко ответить, они предпочитают высказываться субъективно, сетуя на отсутствие у них юристов и представителей, требуя у суда бесплатных адвокатов.

 

Модной тенденцией этого лета стали отводы в адрес суда, заявляемые в последнее время потерпевшими. Так, уже два раза суд в свой адрес услышал слова недоверия и сомнения в компетентности. Предусмотрительный Уголовно-процессуальный кодекс РФ вывел закрытый список основания для отвода суда и государственного обвинения. Потерпевшие, не находя в данном списке желаемых оснований, таких как задержка процесса, задавание вопросов потерпевшим при опросе со стороны суда, прокуратуры, обвиняемых и их адвокатов, стремятся выдать своё субъективное мнение за основания для смены судьи.

 

Обстоятельным результатом такого развития событий явится замена судьи и начало процесса заново. Худо-бедно, но в этом составе суда опросу подверглось около 300 человек. Можно потерять этот результат, начать всё с чистого листа и признать 2012 год годом тренировки процесса над руководством и заёмщиками ПК ПС «Инвестор-98».

 

Суд, сохраняя облик мерила закона и справедливости, терпеливо из процесса в процесс, не проявляя человеческих слабостей и эмоций, выслушивает и оценивает слова и доводы потерпевших, разъясняет раз за разом им предусмотренные законом права и обязанности и на все письменные ходатайства, кляузы и заявления сообщает, что по правилам уголовного процесса все ходатайства рассматриваются непосредственно в процессе с участием всех его сторон и всеобщим обсуждением. Этими словами не всегда довольны потерпевшие, которые неустанно продолжают направлять в адрес суда свои письма, замечания, пожелания и требования.

 

Этот процесс может стать хрестоматийным примером по ряду признаков и оснований, начиная от численности участников, тенденции забывать размеры сумм вкладов, заканчивая продолжительность его ведения и оригинальностью подхода к процессу потерпевших.

 

Алина Гончарова