Владыка считает, что памятник архитектуры должен быть доступен большему числу посетителей.
В интервью «Российской газете» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий рассказал, планируется ли открыть для туристов, едущих в Новочеркасск, чтобы увидеть главный храм мирового казачества, доселе закрытые помещения собора. «Храм должен обязательно работать как музей», считает митрополит. Он добавил, что туристам смогут разрешить посещать нижнюю часть собора с усыпальницей. «Безусловно, нужно открыть для посетителей и комнаты за царским балконом, на стенах которых изображены основные события, связанные с историей казачества, — около 500 метров. Грешно, что пока такую красоту видят лишь единицы», — сообщил Меркурий.
Митрополит добавил, что Новочеркасский собор закладывался, когда ни храма Христа Спасителя, ни Исаакиевского собора еще не существовало. Пострадал храм очень сильно в советские годы. И только сейчас с использованием самых современных реставрационных технологий удалось очистить мраморный иконостатс, восстановить живопись на стенах. Кроме настенных изображений удалось воссоздать достойные надгробья в нижнем храме по типу надгробий в усыпальнице российских императоров в Петропавловском соборе, из белого мрамора с фризами со знаками воинской славы для гробниц героев Дона и атамана Платова и монограммой Христа на гробнице архиепископа Иоанна (Доброзракова).
Но собор полностью не восстановлен, считает владыка. Не восстановлены 12 паникадил (кроме двух с половиной, остальные утеряны), замечательные оконные витражи, нижний храм усыпальницы. Когда реставраторы размывали его стены, выяснилось, что он был расписан как верхний, хотя ни в одном историческом источнике об этом не говорится.
Что касается соборной площади, петицию о запрете асфальтирований которой до сих предлагают подписать интернет-пользователям, то это не только забота церкви и федеральных властей, но и местных, заявил собеседник газеты. А когда федералы и муниципалы что-то делят, объект, как правило, становится бесхозным. Вопрос надо серьезно решать, заключил митрополит Меркурий.