Уголовный процесс в отношении руководителей и заёмщиков ПК «ПС «Инвестор-98» возобновлён… Суд, вернувшись из отпуска, продолжил вести опросы потерпевших. Статистика опросов очень наглядна: с момента начала уголовного процесса января 2012 года и по настоящий момент судом опрошено чуть более 100 потерпевших при количестве заявленных в уголовном деле потерпевших более 9000 человек.

Данная тенденция опросов привела суд к единственно верному решению — назначать очередные слушания чаще, два раза в неделю вместо одного. Последствия очевидны: суд пытается сократить сроки рассмотрения дела.

Ещё до отпускных каникул в последнем процессе арбитражным управляющим Вышегородцевым И.А. было внесено ходатайство о снятии ареста с недвижимости (ранее арестованной конкурсной массы). Аналогичное ходатайство было заявлено и другими бывшими пайщиками, поддерживающими линию поведения конкурсного управляющего.

В данном ходатайстве судом было отказано по ряду оснований. Арбитражный управляющий Вышегородцев И.А., не являясь участником уголовного процесса, заявил ходатайства, направив его почтовой связью в Новочеркасский городской суд. Не являясь надлежащим заявителем (а равно иным участником уголовного процесса), Вышегородцев И.А. всеми доступными средствами пытается действовать в рамках процедуры банкротства, защитить интересы кредиторов — бывших пайщиков, снять арест с конкурсной массы и реализовать её для дальнейшего погашения кредиторской задолженности. Однако не все благие цели совпадают с законодательными процедурами. Не явившись в процесс для отстаивания своей позиции, Вышегородцеву И.А. было отказано в процессе слушания, равно как и аналогичным заявителям.

В своём решении суд руководствовался не только формально — процессуальными признаками, но и материальными нормами уголовно-процессуального права. Сняв арест, наложенный Ленинским районным судом города Ростова-на-Дону в рамках предварительного следствия, суд ущемит права потерпевших на гражданско-правовую защиту по окончанию уголовного дела, не обеспечит сохранность имущества для дальнейшего взыскания причинённого ущерба. А главное: досрочно, нарушая УПК РФ, до окончания процесса признает обвиняемых невиновными…

Опрашивая потерпевших, суд уже выявил несколько бывших пайщиков, которые не являются кредиторами в рамках банкротства. Не войдя в состав кредиторов, бывшие пайщики рискуют не реализовать свои права, предусмотренные законом, получить суммы ранее внесённых денег в Кооператив. Актуальным вопросом в условиях развития и завершения процедуры банкротства Кооператива является смена организационно-правовой формы ПК «ПС «Инвестор-98» с Кооператива на акционерное общество.

Вопрос создания или перерегистрации Кооператива в ОАО обсуждался не только на форумах и собраниях бывших пайщиков, в стенах Арбитражного суда, но и в стенах Новочеркасского городского суда в последнем слушании данного уголовного дела. Этот процесс нам запомнится нарушением обычного хода судебного заседания, в котором очередной потерпевших внёс ходатайство о снятии ареста с имущества Кооператива для дальнейшей передачи его в ОАО в качестве активов. Тогда возникает вопрос правомочности такой передачи имущества, которое уйдёт из-под контроля суда, будет выведено из уголовного дела, а акционеры мифического ОАО «Инвестор-98» прекратят свои статусы потерпевших, кредиторов, взыскателей путём получения номинальной доли акций в ОАО. Что будет с бывшими пайщиками, которые не станут акционерами? Их лишат и возможности обращения требований к имуществу Кооператива. Пока государство своими силами защищает потерпевших, удерживая имущество под арестом. Передав имущество в ОАО, государство не сможет контролировать его дальнейшую судьбу, факт продажи или передачи другим лицам, предприятиям, поскольку любое юридическое лицо и образование самостоятельно в своей деятельности и принятии решений.

Отклонить такое ходатайство или удовлетворить его — будет решать суд в очередном процессе многосерийной драме «Инвестор-98: верните наши деньги!». Можно понять всех участников этого процесса, но стоит оценить последствия как правовые, так и социальные.

 

Алина Гончарова