9-го февраля в Новочеркасском городском суде прошло очередное слушание по уголовному делу ПК ПС «Инвестор-98». Процесс по громкому делу открытый, но суд, старательно готовясь к рассмотрению, составляет списки «приглашённых», привлекая в судебное заседание не только непосредственных его участников: обвиняемых со своими адвокатами, но и потерпевших. Опасаясь большого количества желающих присутствовать в зале суда (ведь многие хотят увидеть руководителей и заемщиков Кооператива на скамье подсудимых), давки, зевак, столпотворения, суд создает по собственному усмотрению список потерпевших – пайщиков. Какова логика суда в данный момент – не очень понятно. Конечно, очередь дойдёт до всех пострадавших от Кооператива, но пока в ряды «избранных» попадают не все.

 

Суд начал с бывших пайщиков Кооператива города Новочеркасска, когда их число будет исчерпано, суд  «двинется» по другим городам страны, где успел наследить злополучный Кооператив.

 

Перечитывая список обвиняемых, удивляешься их скромному количеству, нет в нем ни главных бухгалтеров Кооператива и его филлиалов, ни руководителей некоторых филиалов и дополнительных офисов, да и заемщиков маловато. Вспоминая 2008 год, крах ПК ПС «Инвестор-98», всплывают в памяти разрозненные факты и события. Майские праздники накануне банкротства Кооператива отметились смертью директора Сальского филиала Инвестора, ее нашли в озере мертвой, официальная версия следствия: несчастный случай. Сочинский филиал гремит на всю страну своим проектом жилищного строительства, инвестируя в ООО «СтройИнвестКомплекс». Это направление деятельности филиала становится приоритетным, а потом единственным. Директор филиала женат на главном бухгалтере строительной компании, в которую без всяких проблем, документов, обеспечений вливаются инвестиции. Кстати, дело Сочинского филиала по территориальному признаку выделено в отдельное и рассматривается Лазаревским районным судом.

 

Октябрьский филиал отметился в нашей памяти больше остальных: его директор Комарова Е.В., занимаясь активно расширением дел своего филиала, открыла дополнительный офис в городе Шахты, где директором доп.офиса стал ее супруг. Бурная деятельность супружеской пары стала в итоге уголовным делом, где компанию Комаровым составил председатель Совета Кооператива Федорцов. Причиной к возбуждению уголовного дела явилась выдача 300 млн.руб. директорами Октябрьского филиала и доп.офиса по поддельным документам. Следствие вело ГСУ при ГУВД по РО, да так хорошо вело, что потерпевшие узнали об этом только когда уголовное преследование Комаровой было прекращено. При этом по решению Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону следственный орган был обязан выслать каждому уведомления по данному факту. После этого скандала следователь  ГСУ при ГУВД по РО ушел на повышение в ГСУ при ГУВД по ЮФО, а следователь УБЭП ГУВД по РО – стал начальником ОБЭП УВД г. Волгодонска. Качественная работа в органах дала следователям возможность карьерного роста, а не выговоры и лишения премий за скандал такого уровня, вышедший на обсуждение общества и рассмотрение суда.

 

Ростовский филиал Кооператива был гораздо скромнее своих коллег и просто переиначил свою деятельность с приема и накопления денег от пайщиков на возврат суммы пайщикам, отказы в инвестиции проектов и приеме денег от граждан. Это был пример качественно «не дружественного перехвата управления», лояльной и бескровной формы рейдерского захвата. Сотрудники Ростовского филиала самостоятельно призывали граждан в своем офисе забирать деньги, создавая панику, увеличивая долг.

 

Все эти отдельные события складываются сейчас в пазл, который приводит только к одному выводу: где деньги – там обман, жертвами которого стали граждане. Неутолимое желание нажиться на доверии пайщиков легло в основу всех этих событий и привело на скамью подсудимых (правда, не всех) их участников.

 

Очередное слушание отметилось усилением стороны государственного обвинения. На подмогу суду и пайщикам прокуратура города Новочеркасска отправила в процесс двоих помощников прокурора – государственных обвинителей.

 

Итак… обвинение предъявлено (зачитано в сжатом варианте), теперь очередь за опросов потерпевших. Обвинительное заключение, утвержденное и подписанное прокуратурой города Новочеркасска, занимает не один том дела, гособвинению надлежит его предъявить (зачитать) в слушании.

 

Интересна позиция обвиняемых: когда суд задал каждому из них один простой вопрос: «Признаете ли вы себя виновным?» Не все смогли на него однозначно ответить. Все как один не признают себя виновными по предъявляемым обвинениям. Один фигурант дела прикрылся статьей 51 Конституции и промолчал. Это право каждого не свидетельствовать против себя и близких родственников. В этот момент в зале засудачили участники процесса, что семью он вывез уже давно из города, да и имущество продал, так что его ничего тут не держит, да и мера пресечения – подписка о не выезде, паспорт на руках. Неужели кто-то может скрыться от правосудия? Исчезнуть из города? Почему именно сейчас? Неужели такой возможности не было раньше, ведь следствие шло не один год?

 

В следующем процессе суд перейдет к опросу потерпевших. Их список уже известен, в нем около 30 человек. Неужели будет регламентировано время выступления каждого в заседании? Суд сможет отделить эмоции обманутых людей от фактов, которые относятся к уголовному делу?

 

Наша редакция будет продолжать следить за этим громким и непростым судебным процессом и держать в курсе жителей Новочеркасска, многие из которых, так или иначе, пострадали от ПК ПС «Инвестор-98»

 

Алина Гончарова