В предыдущем номере была опубликована первая часть  беседы действительного государственного советника РФ 3 класса Александра Викторовича Невеселова с Почетным гражданином  нашего города, доктором  технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки, лауреатом Государственной премии РФ Валентином Ефимовичем Шукшуновым. Поводом для этой беседы стала одна из статей Владимира Владимировича Путина о путях  инновационного прорыва российской экономики. Речь в ней, в частности, шла о технических университетах и их роли  в нашей экономике. Валентин Ефимович один из ведущих идеологов инновационного высшего образования в нашей стране. Продолжаем начатый разговор.

Александр Невесёлов: Вы хорошо знаете ситуацию в российской высшей технической школе, технических университетах. Могут ли они по-прежнему на равных конкурировать с зарубежными техническими университетами и инженерными школами?

Валентин Шукшунов: Во всем мире российская инженерная школа, российское инженерное образование очень высоко ценились, и признавалось их лидерство. Сейчас, к сожалению, наше образование, в том числе и высшее техническое образование, не является конкурентоспособным на мировых рынках. Оно стало неинтересным даже для абитуриентов государств-участников СНГ.

В настоящее время технические вузы, как и высшая школа в целом, не могут использовать свои еще достаточно большие возможности в модернизации экономики и технологическом развитии, поскольку «сырьевая» экономика в этом не нуждается. «Замерли» не только вузы, но и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, экономика России не востребует инженерную деятельность, она просто в ней не нуждается вот уже более 20-ти последних лет.

Серьезной  ошибкой Минобрнауки России является то, что оно со дня своего создания (2004 год) посчитало, объявило общественности, и этим руководствовалось многие годы, что в России избыток инженеров и их подготовку в вузах необходимо резко сокращать и, напротив, наращивать подготовку юристов, экономистов, финансистов. С этой неверной посылки Минобрнауки началась модернизация образования в России. Именно с этого момента в обществе стало укореняться мнение, что инженеры нашей стране не нужны, что быть инженером в России не престижно и бесперспективно. Именно тогда у молодежи стало формироваться убеждение, что менеджер, финансист, экономист, юрист – это хорошо, а инженер – очень плохо. Мощный поток абитуриентов хлынул в вузы, готовящих специалистов этого профиля. Молодых людей не останавливают и  не пугают огромные конкурсы в юридические, финансовые, экономические вузы, которые сейчас покруче, чем конкурсы в театральные вузы, вузы кино в 60-80 годах прошлого века. Их совершенно не беспокоит и то, что в России давно наблюдается «перепроизводство» юристов и экономистов, и что выпускникам этого профиля вузов трудно найти работу по специальности.

В сознании молодых людей и их родителей прочно укоренилось убеждение, что в России может быть богатым и успешным только юрист, финансист, экономист, а инженер – это бедность, безработность, неустроенность в жизни, невостребованность, непрестижность. Этим и объясняется колоссальная разница в конкурсах при поступлении в вузы финансово-экономического, юридического и инженерского профилей.

Рынок специалистов с высшим образованием в стране не действует, обратной связи между спросом работодателей и приемом в вузы студентов не существует, рыночные регулирующие механизмы не работают, качество подготовки студентов в вузах резко упало и дошло до критического уровня, что еще больше обострило проблему невостребованности выпускников вузов, особенно технического профиля.

            История свидетельствует о том, что творческий труд ученых, инженеров, конструкторов, технологов является неотъемлемой частью развивающейся экономики, общества, нацеленного на развитие производства, а не на услуги и потребления. В нашей стране другая ситуация – из страны производителей она превратилась в страну потребителей, в силу чего уже два десятка лет в России «отдыхает» большинство коллективов научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ). Не обременены решением научных проблем и институты РАН, вузы, особенно технического профиля.

            В стране исчезла творческая атмосфера, дух созидания, наступило тревожное время для инженерного образования, инженерных вузов и инженерной деятельности. Нависла угроза сдачи большинства некогда очень крепких, передовых позиций знаменитой российской инженерной школой.

            Что такое экономика страны, которая не нуждается в инженерной деятельности? Это, образно говоря, автомобиль без двигателя. Вот такой нашей экономике, в основе которой «лежат две трубы» — газовая и нефтяная, не нужны наукоемкие технологии, опытно-конструкторские разработки, научные результаты, а это означает, что ей не нужны ученые, инженеры, конструкторы, технологии. В такой экономике созидатели, творцы новой техники и технологий, то есть люди умные, творческие, как правило, являются бедными.

            Проводимая последние восемь  лет, так называемая, модернизация образования в России привела к изоляции вузов от экономики, научных учреждений РАН, отраслевой науки, которой в стране практически не стало, и от промышленных предприятий. Ослабли традиционно крепкие связи вузов со средней школой – ЕГЭ их основательно разъединил. В силу этого образование и наука, с одной стороны, экономика, с другой стороны, вяло движутся по своим дорогам, почти не пересекаясь, не обогащая друг друга, не стимулируя взаимное развитие. Именно этим объясняется тот факт, что за 20 лет (с 1991 по 2011 г.г.) число вузов и количество студентов в России выросло в три раза, а в конструкторских и технологических бюро, промышленных предприятиях нет инженеров, конструкторов и технологов, нет молодых ученых в НИИ, молодых преподавателей в вузах – там, в основном, работают пенсионеры.

            Общество, экономика, наука и образование в России не будут развиваться, пока не начнется стимулирование спроса на профессионалов, наращивание человеческого капитала, качества нации, что только и способно преодолеть кризис в образовании: будет остановлено снижение качества выпускников и начнется его рост.

            Конкурировать в таких сложившихся условиях российским инженерным школам, техническим университетам с зарубежными очень трудно. Сегодня они в основном своей массе не конкурентно способны.

            Отечественные технические вузы, не смотря на ту сложную ситуацию, в которой они оказались – их невостребованность ни обществом, ни экономикой, полны желанием активно участвовать в модернизации экономики, создании наукоемких инновационных технологий, образцов новой техники, готовы осуществлять подготовку творческих инженерных кадров, развивать инновационную деятельность в научно-технической сфере. К сожалению, одних желаний технических вузов недостаточно. Чтобы они играли достойную роль в модернизации и технологическом развитии экономики страны, нужно встречное движение – в стране должны быть восстановлены востребованность в развитии науки, техники и технологии, востребованность в творческой деятельности, востребованность в инженерных кадрах, подготовленных к креативной деятельности.

            Возрождение значимости инженерного образования, престиж инженерной профессии в нашей стране – это, безусловно, необходимое условие возрождения ее экономики, создания современной технологической базы. Экономика, которой не нужны научные и инженерные кадры, наука и технологии – не имеет будущего.

 

Александр Невесёлов: Теперь о ЮРГТУ (НПИ). Наш технический университет всегда ассоциировался с одной из известных и старейших инженерных школ страны. Каковы его возможности и место в «восстановлении инновационного характера нашей экономики»?

Валентин Шукшунов: Время моей работы в должности президента ЮРГТУ (НПИ) (1999-2008 г.г.) совпало с его столетием со дня основания, которое коллектив университета, его выпускники, общественность Ростовской области и города Новочеркасска отметили 18 октября2007 г.

На торжественном собрании, посвященному этому событию, я выступил с докладом, в котором стремился объективно показать мощь, достижения и заслуги ЮРГТУ (НПИ) в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, развитии науки, техники, технологии и промышленности. Работая над докладом, мне пришлось изучить большое количество материалов, в которых были запечатлены крупные, пионерские научные достижения и открытия, сделанные учеными университета и его выпускниками. Донской политехнический институт (ДПИ), позже Новочеркасский политехнический институт (НПИ), в последние годы – ЮРГТУ (НПИ) входил и входит в число самых известных технических университетов нашей страны. На его базе сформировалась известная не только в России, но и за рубежом новочеркасская инженерная школа, которая готовила не просто специалистов с высшим образованием, а специалистов, определявшие уровень развития в стране экономики, науки, техники, технологии. О масштабности и плодотворности деятельности нашего вуза свидетельствует не только огромные внушительные достижения в сфере научных исследований, количество подготовленных им выпускников (более 150-160 тысяч), но и создание на базе его факультетов, кафедр и специальностей двенадцати новых, крупных вузов.

После разрушительных 90-х годов прошлого века наш университет утратил многие свои былые качества, свою славу, свои достижения, в связи с этим перед нашей командой стояла очень сложная задача – не только поднять его с колен, но и дать возможность ему встать во весь свой огромный рост.

Это было десятилетие качественного и количественного роста нашего университета по всем основным направлениям и показателям деятельности. Увеличение этих показателей произошло не только в разы, но и в десятки раз. За эти годы ЮРГТУ (НПИ) был превращен в федеральную экспериментальную площадку, на которой отрабатывались многие новации в образовательной, научной и управленческой деятельности. Это были годы обновления всех пяти учебных корпусов университета, среди которых четыре корпуса представляют собой памятники истории архитектуры; годы начала строительства крупного учебно-библиотечного корпуса; создания масштабного мультимедийного комплекса, на базе которого реализованы новые образовательные технологии. Это были годы борьбы за сохранения самостоятельности ЮРГТУ (НПИ) – у Минобрнауки и у ряда ректоров вузов г. Ростова-на-Дону было большое желание сделать его филиалом Южного федерального университета – ЮФУ.

Наша команда оставила коллективу студентов и сотрудников мощный технический университет, в котором в то время работало и училось более 35 тыс. человек, в том числе: 2129 – профессорско-преподавательского состава, включая совместителей, 256 докторов наук, профессоров и 1122 кандидатов наук, доцентов (с учетом совместителей). Президент, ректор, основные проректоры, деканы дневных факультетов – все были докторами наук, профессорами; 69,6% кафедр в университете возглавляли доктора наук, профессора.

За 1999-2008 годы было подготовлено из числа сотрудников университета 130 докторов наук и более 500 кандидатов наук. Объем научных исследований в университете достиг 300 млн. руб. в год.

 

В следующем номере мы продолжим публиковать беседу Александра Невесёлова и Валентина Шукшунова.

3 комментария для “НОВОЧЕРКАССК. НА ЧЕМ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ? (часть 2)

  1. Молодец В.Шукшунов! Он боролся,восстанавливал,поднимал…. А «ОНИ» довели НПИ до такого плачевного состояния! Опять «кто-то» виноват,но не мы!

  2. Они с Кондратенко одной крови. Тот тоже все плохое на кого-то списывает. Хотя да ! Они же одного поля(института) ягодки !

  3. А что Невеселов за кои века научился вести беседы?! Он же косноязык до безумия!!!!
    И вообще, так называя беседа просто пиар ход примазаться к званию ученого. Мол, я какой ууууууумный…с Шукшуновым беседую…

Обсуждение закрыто.