Вслед за НЭВЗом пострадал ВЭлНИИ.Неудовлетворительная экономическая ситуация привела к тому, что сотрудников института переводят на сокращенную рабочую неделю, а то и вовсе просят уйти с работы.
Французский машиностроительный холдинг Alstom заморозил сотрудничество с Новочеркасским электровозостроительным заводом. Совместное инжиниринговое предприятие «ТРТранс», сотрудничавшее с НЭВЗом, прекращает разработку локомотивов, а инженерам предлагают заняться техобслуживанием уже произведенных электровозов, сообщает газета «Известия». Специалисты ООО «ТРТранс» в рамках взаимодействия с электровозостроителями занимались созданием чертежей, документов и программных продуктов, способствующих внедрению европейских систем на отечественные машины.
Научно-исследовательскую поддержку НЭВЗу также оказывал ВЭлНИИ, который занимался рядом необходимых расчетов. За более чем полвека своего существования сотрудники института внедрили свои разработки на магистральных, промышленных, шахтных электровозах, подготовив документацию на 16 000 локомотивов различных назначений.
Теперь из-за отсутствия заказов рабочая неделя для инженеров-исследователей может сократиться почти вдвое.
«У нас есть предварительные договоренности. Но заказов пока нет. Если ситуация не нормализуется, то институт перейдет на трехдневную рабочую неделю, — прокомментировал donday-novocherkassk.ru председатель профкома ВЭлНИИ Сергей Тоцкий.
В то же время «Ерш.Новочеркасск» пишет о том, что ВЭлНИИ осуществит переход на трехдневку с 1 апреля согласно внутреннему приказу. По укороченной неделе работникам предстоит трудиться около полугода — до сентября. Вместе с этим сокращены и объемы научно-исследовательской работы. Источник добавляет, что тем специалистам, которых не устраивают такие условия труда, предлагают покинуть должности по собственному желанию. Некоторых увольняют по сокращению штата.
Такая ситуация уже обратила на себя внимание высших чиновников. Например депутат ГосДумы страны, член Комитета по обороне Вячеслав Тетёкин направил письмо председателю правительства, в котором выражает обеспокоенность судьбой российского железнодорожного машиностроения. В частности, депутат пишет: «Сегодня одна из стратегически важных отраслей страны – железнодорожное машиностроение – находится в тяжелейшем кризисе… Каждое второе предприятие отрасли либо сокращает производство, либо массово увольняет сотрудников. По сообщениям СМИ, временно закрылись или простаивают 10 предприятий ЗАО «Трансмашхолдинг» – крупнейшей в России компании транспортного машиностроения. Из-за сокращения заказов ТМХ уже уволил 9 000 сотрудников (18% штата), а к лету планирует сократить еще 20% персонала. «ТРТранс» («Технологии рельсового транспорта») прекращает разработку локомотивов, а высококвалифицированные инженеры, по всей видимости, будут заниматься лишь техобслуживанием электровозов. Одновременно идут сокращения на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Есть опасения, что завод закроется в марте 2015 года. Сокращения коснулись и Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения… Такое положение, на мой взгляд, представляется неприемлемым на фоне призывов главы государства к реиндустриализиции и ослаблению зависимости от нефтегазового сектора. Это губительно в условиях углубления кризиса в российской экономике и обострения международной обстановки. Прошу сообщить, какие меры предпринимает правительство РФ, чтобы предотвратить опасное развитие негативных тенденций в железнодорожном машиностроении».
Вместе с тем, на федеральном уровне поддерживать НЭВЗ (да и сотрудничающие с ним предприятия) в прямом финансовом плане не торопятся. Как сообщает «Большой Ростов», антикризисная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова утвердила список из 199 системообразующих предприятий, предложенный Минфином и Минэкономразвития, которые получат господдержку. Новочеркасского электровозостроительного в перечне нет. А тем, кто есть в списке господдержку предоставят в обмен на выполнение программ реструктуризации и повышения эффективности. И хотя сказано, что отсутствие новочеркасского завода в перечне не исключает возможности оказания ему господдержки, всё-таки ясно, что финансирование подобных предприятий будет осуществляться по остаточному принципу.
Однако в общий список вошло ОАО «РЖД», являющееся основным заказчиком НЭВЗа. А если инвестиционная программа железных дорог будет выполняться в полном объёме, то, вероятно, проблем у НЭВЗа не будет.
По предварительной неофициальной информации, финансирование предприятий — поставщиков продукции для ОАО «РЖД» начнется уже с марта текущего года.