На внесение поправок в документе у городских властей есть десять дней.
Городская прокуратура потребовала признать недействующими ряд пунктов Правил благоустройства и санитарное содержания Новочеркасска. По мнению надзорного органа, сам документ содержит нарушения некоторых федеральных законов, положений Гражданского кодекса и Конституции РФ, кроме того, имеет коррупционную составляющую. Неправомерным, по мнению прокуратуры, является и положение о том, что убирать прилегающую территорию должны жители, предприниматели и предприятия. Положения Правил, нарушают права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку обязывают благоустраивать территории, которые им фактически не принадлежат.
Утвержденные городской Думой в 2012 году Правила благоустройства, по сути, переложили обязанности муниципалитета на плечи граждан, пишет DonDay. При этом практически вся территория города стала «прилегающей» либо к земельным участкам в частной собственности и жилым домам, либо к объектам торговли, промышленности и транспорта. Это случилось из-за документа, определяющего границы таких территорий: по периметру это 10 метров от земель или зданий собственников, но не далее бордюрного камня. А для строительных объектов зона ответственности составила 15 метров. За муниципалитетом осталась лишь часть городских аллей, парков и скверов, расположенных на муниципальной земле.
И хотя прилегающей территорией распоряжаться без разрешения «сверху» горожане не могут, зато их незаметно подключили в качестве «спонсоров», готовых нести расходы по уборке прилегающей территории. Это прокуратура посчитала неправильным. В предписании надзорного органа говорится: «Частью 2 статьи 18 Федерального закона определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Так, возложение на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязанности по решению вопросов местного значения за счет собственных средств неправомерно».
Причем, граждане должны нести бремя содержания имущества только в том случае, если оно находится в их собственности. А следить за чужим не обязаны. Существуют методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, которые предусматривают, что обязанность физических и юридических лиц качественно и своевременно убирать принадлежащие им земли, тем не менее полностью или частично перенести бремя содержания имущества на других лиц возможно лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Что ж, проект такого договора был разработан в марте 2015 года. Администрация Новочеркасска решила заключать соглашения с жителями на благоустройство придомовых территорий. Такое соглашение горожане должны подписывать добровольно. А если нет подписанного соглашения, то и наложить штрафные санкции по некачественной уборке — шаг незаконный..
Но в администрации Новочеркасска считают иначе. Как сообщает Donday, для того, чтобы следить за соблюдением Правил благоустройства, в январе 2015 года мэрия создала административную инспекцию, которая и стала штрафовать граждан за нерасчищенные от снега улицы, неубранную прилегающую территорию к частным домам и многоэтажкам. Инспекторы составили сотни протоколов на юридических лиц и ИП и отчитывались о том, что пополнили городской бюджет за счет штрафов. Только за первый месяц работы они выписали штрафов на 200 тысяч рублей. Но при этом ни одно предприятие, выигравшее конкурс на уборку города, не было оштрафовано за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных муниципальным контрактом. Улицы становились непроходимыми, а летом подрядчики и вообще только делали вид, что идет уборка. И за свою «качественную работу» тем не менее коммунальщики просто получали зарплату, а не штрафы.
И хотя наказывать провинившихся в нарушении Правил должна сама административная инспекция, но кто должен принимать решение о наказании — в правилах не прописано. В этом прокуратура также нашла неувязку: «Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения органами местного самоуправления (их должностными лицами) создает необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что являются коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Протест прокуратуры Новочеркасска направлен в Городскую Думу. Народным избранникам предстоит ознакомиться с документом и внести необходимые изменения в нормативные акты в течение десяти дней.