Ранее мы уже писали о том, что потребительский кооператив «Потребителький союз «Инвестор-98» был создан в 1998 году в Новочеркасске. Он имел десять филиалов в Ростовской области и Краснодарском крае: в Ростове-на-Дону, Шахтах, Сочи, Сальске, ст. Староминской, ст. Кагальницкой, пос. Каменоломни, г. Новошахтинске, Красном Сулине, Каменске-Шахтинском. В настоящее время насчитывает порядка 10 000 пайщиков. Члены организации вложили в ее деятельность более 2,5 миллиардов рублей: ПК «ПС«Инвестор-98» собирал средства для вложения в строительство и сельское хозяйство, обещая пайщикам возврат денег с высокими процентами.

 

Всегда в таких случаях возникает вопрос: почему люди верили? На это ответить, как раз и не сложно. Во-первых, 90% обманутых пайщиков – это пенсионеры, которые несли свои кровные, отложенные на «черный день». Им так хотелось, чтобы остаток жизни они смогли прожить чуть лучше, но в итоге они обеспечили жизнь не себе, а другим. Во-вторых, эмблема «Инвестор-98» была очень похожа на логотип Сбербанка России, тогда как проценты обещались гораздо выше. И в-третьих, «Инвестор-98» можно было назвать весьма солидной и богатой организацией, которая 10 лет работала на привлечение денежных средств, заработала себе солидную репутацию и доверие пайщиков. Реклама, на самом деле, решает гораздо больше, чем реальные факты. Но, к сожалению, мы редко об этом задумываемся.

 

В 2008 году в ГУВД начали обращаться первые обманутые пайщики. В итоге, в отношении отдельных руководителей кооператива было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» по фактам хищения денежных средств пайщиков кооператива, совершенного в филиалах ПК «ПС «Инвестор-98».

 

Из новостей, опубликованных на сайте Новочеркасского суда, можно узнать, что в январе этого года в производство Новочеркасского городского суда поступило уголовное дело по обвинению Федорцова Александра Васильевича, Черенковой Галины Ивановны, Геращенко Павла Петровича, Осипенко Юрия Владимировича, Кузенко Владимира Борисовича, Приймак Людмилы Алексеевны и Хохлачёвой  Нелли Семёновны. Основные статьи обвинения: ст. 160 УК РФ (Присвоение или растрата), ст. 159 УК РФ (Мошенничество); также присутствуют ст. 174 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями) и др.

 

Предварительное слушание по этому делу прошло в «черную» пятницу, 13. Еще до Нового года туда приехали две газели, которые привезли 4 тыс. томов уголовного дела. Что не удивительно! Пострадавших – около 10 тыс. человек, инкриминируемая сумма похищения – немного меньше 2 млрд. рублей, обвинение предъявлено 8- ми людям. При этом в данный момент речь идет о том, что по указанным статьям обвиняемым «светит» до 15 лет тюремного заключения. Интерес к данному делу вызывает не только большой список потерпевших, обвиняемых и суммы похищенных денег, но и соблюдение судом обязанностей по организации доступа в процессе всех потерпевших, разъяснение их права, обязанности.

 

Не желая остаться в стороне от столь громкого дела (ведь начала слушаний по уголовному делу ждали 3,5 года пока ГУ МВД России по РО вело следствие), я решила посетить Новочеркасский городской суд в дни начала процесса, даже не с позиции журналистского авантюризма, а от праздного любопытства.

 

Бывшие пайщики активно обсуждали злободневные вопросы уголовного дела в коридорах суда, адвокаты обвиняемых перешептывались о проблемах, которые, по их мнению, могут возникнуть у суда при подготовке и рассмотрении данного дела.

 

Суд только начался, а уже возникают вопросы, которые не могут оставить равнодушным никого. Например, списки потерпевших сильно расходятся в обвинительных заключениях, предъявленных обвиняемым и представленных в суд, в некоторых отсутствуют целые филиалы ПК «ПС«Инвестор-98». И, соответственно, у пострадавших пайщиков вопрос: почему? И по какому списку будет работать суд? И как будет устанавливаться реальный список потерпевших? И не будет ли дело направлено на доследование, что грозит очередным затягиванием времени вместо реального решения вопроса? Сумма ущерба тоже  неоднозначна: колеблется от 1,8 млрд.руб. до 2 млрд.руб. Да, суду в этой ситуации сложно позавидовать – пострадавших тысячи человек, но рано или поздно, так или иначе этот вопрос решать все-таки придется.

 

Еще один интересный нюанс: первое предварительное слушание по уголовному делу было определено судом как «закрытое», без указания на то причин, пострадавшие не приглашались. Как расценить эту попытку суда не предавать гласности и без того громкое дело?

В предварительном слушание суд разъяснял права обвиняемых, принимал от них ходатайства и решал процедурные вопросы по организации слушания. 13 января в первом судебном заседании был не только решен вопрос о продлении срока содержания под стражей подсудимых Федорцова А.В., Геращенко П.П., Осипенко Ю.В. на 6 месяцев с момента поступления уголовного дела в суд, то есть до 30 июня 2012 года включительно, но и само предварительное слушание было отложено до 25 января в связи с большим объемом ходатайств от обвиняемых.

Не в силах сдержать натиск потерпевших, суд в «день студента» на предварительном слушании допустил бывших пайщиков. Правда, суд сделал «оговорку», что в связи со значительным количеством потерпевших, для рассмотрения дела был выделен самый большой зал судебного заседания, вместимость которого составляет 50 человек. И именно столько желательно видеть в самом зале – остальные в эти морозы могли остаться дома и «не беспокоиться» по поводу судебного заседания. А если учесть, что в процессе участвуют 8 обвиняемых с адвокатами, то мест для желающих становится ещё меньше.

 

В качестве кого присутствовали бывшие пайщики в зале судебного заседания? Как участникам процесса им суд должен был зачитать их права, принимать ходатайства и отводы. Или как вольные слушатели, наличие которых исключает режим закрытого слушания?

Хочется отметить подготовленность суда к данному делу с позиции безопасности, приставы отслеживали перемещение потерпевших по зданию суда, оперативно осуществляли проверку паспортно-пропускного режима, организовывали граждан в коридорах и зале суда.

 

К счастью, обманутые пайщики прислушались к прогнозам МЧС, которое просило как можно меньше времени проводить на улице во избежание обморожения, и не стали устраивать митинги возле здания суда. Однако это не значит, что если в дальнейшем будут возникать какие-то нарушения, потерпевшие не возмутятся по этому поводу.  И это только начало …. Сколько продлятся слушания по этому громкому делу никому не известно.

 

В следующем номере ожидайте эксклюзивные интервью с участниками процесса …

 

Алина Гончарова